Теплый Устин Леонтьевич
Родился в 1908 году в селе Техлино Смелянского района Киевской области в крестьянской семье. В 18 лет пошел работать лесопилом на лесоразработку. С 1928 по 1930 год работал чернорабочим на станции Бобринская. В 1930 году переехал в Донбасс и устроился на шахту № 8/9 треста Боково-Антрацит в качестве крепильщика, затем забойщика.
В 1935 году устроился в качестве бойца в 5 ВГСО государственной военизированной горноспасательной службы Украины, дислоцировавшийся в Красном Луче. В 1936 году послан командованием в Макеевскую школу младшего комсостава ВГСЧ. По окончании школы в 1937 году направлен в 4 взвод 5 ВГСО в качестве командира отделения, в 1941 году переведен в 3 взвод 5 ВГСО командиром отделения.
На основании распоряжения начальника ВГСЧ Кузбасса от 16.01.1942 № 04/1601 зачислен с 19 января 1942 года бойцом-респираторщиком в 15-й военизированный горноспасательный отряд, а с 01 мая 1942 года назначен командиром отделения.
На основании телеграммы заместителя народного комиссара угольной промышленности от 24 февраля 1943 года № З-196 «Об откомандировании горноспасателей в г. Ворошиловград» командир отделения Теплый У.Л. 01 марта 1943 года откомандирован в Ворошиловград.
04 мая 1943 года Теплый Устин Леонтьевич прибыл из командировки и назначен командиром отделения первого взвода 15-го ВГСО.
Трагедия случилась в годы войны - 21 июля 1943 года. В горные выработки участка № 16 шахты № 5-6 (впоследствии имени Ворошилова) прорвалась вода, скопившаяся в горном провале во время таяния снега. Вскоре выяснилось, что в забоях на этот момент находилось девять шахтеров.
Начальник участка, осмотрев забой, направился к шурфу, чтобы подняться на гора. Как раз в этот момент начала просачиваться заиловка из провала, где скопилась вода. Оставалось всего несколько мгновений до беды, и он бросился назад, чтобы предупредить своих рабочих – молодых парней. Лавина настигла его и, сбив с ног, унесла в тупик, где и запечатала.
Начальник участка погиб, но его сигнал о беде был услышан забойщиками. Они успели заскочить на монтируемый щит, откуда вода не могла вытеснить воздух. В этом воздушном мешке, находясь по плечи в воде с глиной, они могли в течение некоторого времени выжить.
Прибывшие горноспасатели обнаружили, что сверху горные выработки заполнены глиняной суспензией. Командир отделения Устин Леонтьевич Теплый мгновенно оценил обстановку: если шахтеры в забое живы, то им в первую очередь необходимо дать воздух, а для этого надо пропустить воду на основной штрек. Вместе с бойцом своего взвода Петром Степановичем Степочкиным спустились на основной штрек. Так и есть - в нижних выработках следов глины не имеется, где-то перекрыло путь.
Поднявшись снизу на четвертую сбойку, Теплый У.Л. вместе с Степочкиным П.С., начали разбирать на сбойке завал. О том, что сверху находится почти стометровый столб воды, обладающий сокрушительной кинетической силой, просто не было времени подумать. Как только топор перерубил затяжку, перекрывающую устье сбойки, сокрушительная лавина вырвалась на свободу, сметая все на своем пути.
В этот момент, задыхаясь от недостатка воздуха, на накатниках монтируемого щита, забойщики и в верхнем промквершлаге еще один шахтер потеряли уже надежду на спасение. Но как только вода схлынула по печам и потянуло свежим воздухом, они воспряли духом, хотя оставались в глиняной заиловке по пояс. Стало ясно, что смерть от удушья уже не грозит.
Сквозь вязкую глину, работая звеньями, беспрерывно, сутками горноспасатели добрались до проходчика на промквершлаге на третьи сутки, а до парней-забойщиков добирались шесть суток. И только на седьмые сутки достали изможденных, но живых.
Устин Леонтьевич Теплый и Петр Степанович Степочкин были одногодками, в момент гибели им было по тридцать пять лет.
Благодаря их мужеству, отваге и героизму ценой своей жизни они спасли восемь человек.