История ВГСЧ
Предпосылки к созданию горноспасательной службы
Возникновение горноспасательного дела в России относится к 1870-1880 годам XIX столетия. Вопрос о необходимости создания горноспасательной службы возник не случайно, в период с 1887 по 1913 год, промышленность России бурно развивалась, добыча каменного угля в этот период увеличилась в 8 раз, с 4,5 млн. тонн до 37 млн. тонн угля в год. Вследствие увеличения добычи угля и развития горных работ, опасность возникновения аварий на угольных шахтах тоже росла.
На угольных шахтах Донбасса начинают создаваться первые добровольные спасательные дружины из наиболее опытных и физически выносливых шахтёров. Создавали дружины и руководили ими горные инженеры-энтузиасты, работавшие в это время на шахтах.
Прообраз первого горноспасателя. Гравюра.
Впервые вопрос об организации горноспасательной службы в России под давлением общественности был рассмотрен на 17-м съезде горнопромышленников Юга России в 1902 году. Постановлением этого съезда была установлена необходимость организации нескольких спасательных станций на наиболее опасных рудниках Донбасса. Съезд избрал комиссию, которой было поручено собрать данные о борьбе с авариями и об устройстве зарубежных горноспасательных станций. Комиссия в течении нескольких лет изучала и собирала материалы, готовя обоснования для решение этого важного вопроса.
Только в 1907 году, после ряда произошедших на шахтах крупных аварий и катастроф, одной из которых был взрыв газа на шахте №4 бис в Юзовке, унесшей жизни 273 шахтеров, на 32-м съезде горнопромышленников Юга России было принято решение об организации спасательных станций на наиболее опасных шахтах. Три первые спасательные станции были созданы в Макеевке (Донбасс), Кизеле (Урал) и Анжеро-Судженске (Кузбасс).
Отдача созданных спасательных станций сказалась немедленно: после взрыва угольной пыли на Рыковских копях (Донбасс) в 1906 году были приведены в чувство и спасены более 50 горняков.
Горный журнал в 1908 году по этому поводу писал:
«Выходящий в шахту с аппаратом для спасения своих сотоварищей, выполняет не менее благородную задачу, чем солдат, выходящий с оружием в руках защищать свое Отечество».
Первая в России горноспасательная станция начала функционировать с ноября 1907 года в Макеевке. В небольшом здании было размещено наблюдательное помещение, конторка, русская печь и котел для подогрева воды. К станции были подведены железнодорожные пути и телефон. Учебный штрек был устроен в отвале пустой породы шахты «Капитальная». Штат станции состоял из начальника станции – горного инженера, заместителя начальника, команды из десяти человек и нескольких разнорабочих.
Личный состав Макеевской спасательной станции.
В центре заведующий Макеевской спасательной станции, горный инженер Дмитрий Гаврилович Левицкий. 1933 г.
В первые годы существования Макеевская спасательная станция имела восемь респираторов, два аппарата для производства искусственного дыхания, три транспортных баллона для кислорода и один дожимающий кислородный насос. Для выезда спасательной дружины на шахты в случае аварии имелись четыре лошади и фургон. Все имеющееся горноспасательное оборудование было иностранным. В России такое оборудование не производилось. Первым начальником Центральной Макеевской горноспасательной станции был горный инженер Федорович Иосиф Иосифович.
Несмотря на то, что в старой России спасательное оборудование не изготовлялось, русская техническая мысль в области конструирования его не отставала от иностранной, а в ряде вопросов значительно её опережала. Горный инженер Дмитрий Гаврилович Левицкий, бывший в течение ряда лет заведующим Макеевской спасательной станцией, еще в 1911 году сконструировал и изготовил новый по идее респиратор, назвав его «Макеевка», отличавшийся от заграничных резервуарных аппаратов физической регенерацией используемого воздуха. Под влиянием критической статьи Д.Г. Левицкого, опубликованной им в одном английском журнале, германская фирма «Дрёгер», специализировавшаяся на горноспасательном оборудовании, переконструировала свой аппарат с учетом замечаний Д.Г. Левицкого.
Для борьбы с огнем русским химиком А.В. Лораном еще в 1904 году впервые был предложен пенообразующий состав. Пена при этом была получена химическим путем в результате взаимодействия кислотного и щелочного растворов. Химическая пена, получаемая с помощью огнетушителей, для тушения очагов пожаров применяется во всем мире до настоящего времени.
Первый противогаз для защиты органов дыхания от ядовитых газов, основанный на адсорбции этих газов, был предложен русским ученым Н.Д.Зелинским. Он стал прототипом для создания самоспасателей для горнорабочих.
С 1910 года в Макеевской центральной спасательной станции под руководством Дмитрия Гавриловича Левицкого и Николая Николаевича Черницына было положено начало изучения рудничного газа и угольной пыли. В начале двадцатого столетия в России мало было известно о свойствах угольной пыли. Работами Д.Г.Левицкого и Н.Н.Черницына, проведенными в 1914-1915 годах, были признаны опасными по взрываемости угольной пыли 24 пласта на шахтах Донбасса.
Н.Н.Черницын, руководивший Макеевской спасательной станцией после Д.Г.Левицкого, был крупным теоретиком и автором исследований в области изучения взрывчатых свойств рудничного газа и угольной пыли. Помимо исследовательских работ Н.Н.Черницын глубоко изучал горноспасательное дело. В 1914 году печатается его работа «Спасательное дело на рудниках», в которой наряду с описанием и критической оценкой применявшихся в то время аппаратов для горноспасателей опубликован ряд теоретических и практических соображений по этому вопросу.
Работы, проводимые инженерно-техническим составом станции по безопасности работ на шахтах, определили и ее дальнейшее направление. В 1927 году на ее базе был создан Макеевский научно-исследовательский институт по безопасности работ в горной промышленности (МакНИИ).
В 1908 году в Донбассе организуется Мариупольская станция, в 1909 году – Голубовская и Орлово-Еленевская, в 1910 году – Щербиновская, в 1911 – Грушевская и Боково-Хрустальная, в 1912 – Берестовская.
К этому времени во всем Донбассе было 49 спасательных дружин, имеющих 395 респираторов различных систем. При этом число обученных спасательному делу шахтеров - добровольцев было 600 человек.
В 1914 году в Донбассе были организованы Рыковская, Веровская и Екатерининская спасательные станции, а в 1915 году – Чистяковская и Кардовская.
Спасательное дело на шахтах европейских стран было организовано раньше, чем в России. К тому же за рубежом производилось довольно разнообразное горноспасательное оборудование. Однако сама постановка горноспасательного дела была не на много лучше, чем в России. Так, на Международном конгрессе по горноспасательному делу в Вене в 1913 году в одном из докладов, охватывающем данные нескольких европейских стран, были приведены данные: «…погибло спасателей во время спасательных работ 67 человек, при этом спасено горнорабочих 28 человек».
Одиночки - энтузиасты горноспасательного дела и техники безопасности в России, такие как И.И. Федорович, Д.Г. Левицкий, Н.Н. Черницын и другие не могли добиться решительного улучшения в этой области. Именно в результате плохой постановки горноспасательного дела в марте 1917 года при спасательных работах в шахте №1 «Горловка» погиб весь командный состав центральной Макеевской спасательной станции во главе с её начальником Николаем Николаевичем Черницыным.